Транспортировка твердых коммунальных отходов: комментарии Минтранса, Минприроды, Роспотребнадзора и судебная практика

10 декабря 2020 г.

Транспортировка твердых коммунальных отходов (ТКО) подразумевает перемещение мусора с помощью транспортных средств от места образования до места его накопления, захоронения и утилизации. 

Транспортировать ТКО может не каждый автомобиль. И к персоналу, осуществляющему перевозку, и к транспорту предъявляются строгие требования. 

Необходимо наличие определенных документов и создание специальных условий. Эти требования регламентируются ст. 16 закона № 89-ФЗ: 

  • наличие паспорта ТКО; 
  • оснащение транспортных средств прессующими механизмами;
  • соблюдение требований безопасности. 

При транспортировке мусора необходимо исключить возможные его потери пути. Подробные требования изложены в п. 3.19 СанПиН 2.1.7.1322- 03.

Правила перевозки ТКО 

Согласно действующему законодательству, отходы бытового происхождения вывозятся на основании договора регионального оператора с клиентом (заказчиком). Вывозить мусор разрешено в промежуток времени с 7:00 до 23:00, что обеспечивает жителям шумовой комфорт. Работники компании, перевозящей мусор, обязаны соблюдать чистоту, и если мусор просыпался из контейнера - должны его убрать. Также они следят за тем, чтобы не было потери отходов на пути следования к полигону или мусороперерабатывающему предприятию. 

Если при перевозке требуется перегрузка, она должна быть проведена с соблюдением техники безопасности, ухудшение окружающей среды недопустимо. Контролировать процесс должен водитель транспортного средства. Он не должен допускать перемещения мусоровоза с находящимся в исходном положении кузовом или неуложенной стрелой, с людьми на платформе. 

После завершения работ транспортные средства должны быть очищены и возвращены в гараж. О возникших неисправностях водитель обязан немедленно доложить руководству. 

Несоблюдение перевозчиком этих правил является нарушением закона, что влечет за собой административное наказание. 

Требования к автомобилям 

Все виды работ, связанные с погрузкой и перевозкой мусора, должны быть максимально механизированы, а по возможности - еще и герметизированы. 

    

Нельзя вывозить разные типы отходов одним автомобилем. Должны быть отдельные машины для вывоза мусора из торговых и жилых зданий, для специальных отходов, для крупногабаритных, опасных и т. д. 

Автомобили также отличаются:

  • вместимостью кузова (мини до 10 м. куб., средние  - до 26 м. куб. , большегрузные - до 100 м. куб.);
  • механизмами загрузки отходов (тип установки зависит от разновидности контейнеров);
  • наличием оборудования для прессования мусора и типом его работы (циклический или непрерывный);
  • системой выгрузки мусора. 

В настоящее время наибольшую популярность получили отечественные автомобили:

  1. Мусоровоз КО-429. Оборудован надрамником, на который установлен кузов, манипулятором, толкающей плитой, гидросистемой, коробкой отбора мощности. Кузов сзади прикрыт шарнирным бортом. Имеются два гидроцилиндра, которые открывают и закрывают борт. С правой стороны расположен манипулятор, при помощи которого оператор захватывает контейнер и загружает ТКО через отверстие в крыше кузова. После этого контейнер устанавливается на место. А в кузове мусор распределяется специальным ворошителем. Толкающая плита уплотняет отходы и перемещает их к заднему борту. Выгружаются ТКО также при помощи плиты и опрокидывания кузова автомобиля, для чего мусоровоз оборудован телескопическими гидроцилиндрами. 
  2. Мусоровоз КО-427 оснащен гидравлическим манипулятором и специальным опрокидывателем, что дает возможность осуществлять механизированную выгрузку контейнеров различных типов. Грузоподъемность манипулятора 500 кг. Управление процессами осуществляется дистанционно, мусоровоз имеет возможность захватить контейнер, стоящий на значительном удалении слева или справа от кузова. Имеется система прессования отходов.   
  3. Мусоровоз МКЗ-40 «Лидер». по техническому оснащению аналогичен предыдущему, но его возможности расширены универсальным захватом передвижных контейнеров вместимостью 1.1 м. куб. В то время как стандартные мусоровозы оборудованы манипулятором, способным обслуживать стационарные контейнеры вместимостью не более 0,75 м. куб. 
  4. Мусоровозы с задней загрузкой кузова МКГ и МКЗ предназначены для бесконтейнерного сбора мусора. Отходы загружаются в кузов вручную. Разгрузка самосвальная. Автомобиль хорошо зарекомендовал себя при работе в небольших городах и поселках. Ео отличительные особенности - небольшая погрузочная высота (0.8 м) и внушительный суточный объем вывоза ТКО (до 50 м. куб).

Также правительство обязало оснастить все транспортные средства, участвующие в перевозках, системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. К системам тоже предъявляются определенные требования, изложенные уже в другом нормативно-правовом акте. 

Требования к персоналу 

Лица, допущенные к перевозке ТКО, обязаны иметь документальное подтверждение квалификации.  

Документы выдаются по результатам прохождения профобучения. Без них работать с отходами I–IV классов опасности запрещено. 

Если предстоит работать с опасными отходами, также необходимо получить лицензию. 

Примечательно, что в каждом регионе требования к транспортным средствам трактуются территориальными органами Росприроднадзора неодинаково. Устанавливают эти требования Минтранс и Минприроды РФ. Однако Департамент Росприроднадзора в отдельных случаях требует наличие свидетельства о подготовке водителей машин, перевозящих опасные грузы, разрешение на движение по автомобильным дорогам, свидетельство о допуске автомобиля к перевозке опасных грузов. На этом основании - отказывает в выдаче лицензии, выдает предписания о нарушении закона.  

Очевидно, что такие требования являются излишними. Согласно действующему законодательству, понятия “отходы” и “опасные грузы” не тождественны. Таким образом, чтобы считать бытовой мусор опасным грузом, мнения одного должностного лица недостаточно. 

Пояснения МВД 

В своем письме МВД России дает пояснения гражданам, обратившимся по вопросу необходимости маркировки автомобиля, перевозящего опасные отходы. В тексте указано, что классификация опасности отходов, регламентируемая ст. 4.1 от 24.06.1998 № 89-ФЗ не совпадает с классификацией грузов по ДОПОГ, поэтому предъявлять к автомобилям, перевозящим эти грузы, одинаковые требования, нецелесообразно. ТКО, КГО (крупногабаритные отходы), перевозимые мусоровозами или бункеровозами, не являются опасными грузами, а потому транспорт может не иметь специальной маркировки. Также для них не требуется оформлять какие-либо свидетельства, предусмотренные международным соглашением ДОПОГ.  

Правила перевозки ТКО в данном случае аналогичны правилам перевозки обычных грузов. Их необходимо фиксировать, накрывать тентом и т. д. 

Однако перевозить опасные грузы под видом отходов I–IV классов опасности строго запрещено. 

Пояснения Минтранса 

Похожие разъяснения дает и Минтранс, но со ссылкой на другие законы, регламентирующие правила обращения с ТКО.

Перевозка опасных грузов с помощью автотранспорта должна соответствовать требованиям приложений А и В ДОПОГ,  содержащих перечисление и характеристики опасных грузов. Также требования части 9 приложения В ДОПОГ касаются конструкции транспортных средств и их допущения к перевозке опасных грузов. Для их перемещения действительно необходимо получать специальный допуск, проводить техосмотр транспортного средства (ТС), получать декларацию о соответствии требованиям ДОПОГ. 

Также подразумевается, что водители ТС должны получить специальное свидетельство, разрешающее им перевозить опасные грузы, подтверждающее, что они прошли специальную подготовку. 

В зависимости от результатов проведенных тестов, отходы I–IV классов опасности могут быть отнесены к классу, подклассу и-ка­тегории ДОПОГ с учетом их вида и степени опасности. 

Однако стоит учитывать, что Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» требует определять класс опасности отходов на основании документа, т .е паспорта отходов, а не дифференциации с системой ДОПОГ. 

Чтобы отнести класс отходов к опасным или неопасным грузам, их необходимо классифицировать как вещества опасные или безопасные для окружающей среды. Принять данное решение можно только исходя из сведений, содержащихся в паспорте отходов. Документ составляется согласно требованиям Правил проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности. 

Учитывая вышеизложенные факты, если отсутствует документальное подтверждение об отнесении ТКО к веществам, опасным для окружающей среды по классификации ДОПОГ, перевозчики не обязаны маркировать транспортные средства специальными знаками. Требования ДОПОГ на мусоровозы в данном случае неприменимы. 

Классификация отходов Росприроднадзором 

Росприроднадзор ведет свой классификационный каталог отходов, однако он не предусматривает указание опасных свойств этих отходов. Что, собственно, и является камнем преткновения. Единой системы соответствия класса опасности грузов и отходов нет. В законе № 89-ФЗ предусмотрено 5 классов опасности отходов, а ДОПОГ этих классов опасности 9. Поэтому и требования Росприроднадзора в отождествлении этих двух категорий избыточны. Если применять требования ДОПОГ, то только пункты А и В. Каждое перевозимое вещество обязано быть идентифицировано. Для этого и нужен паспорт отходов, который составляется природопользователем на основе свойств мусора и оценки его опасности.  

Для отнесения отходов к категории опасных в соответствии с положениями ДОПОГ, необходимо проведение испытаний, предусмотренных требованиями международного соглашения. По результатам испытаний ТКО могут быть отнесены к классу, подклассу и категории ДОПОГ с уче­том степени опасности. 

Комментируя сложившуюся обстановку, сотрудники центрального аппарата Росприроднадзора направляют организациям разъяснения о необходимости предоставления документов для выдачи лицензии, и вместе с тем - Методические рекомендации по порядку лицензирования деятельности по транспортировке отходов I–IV классов опасности, где сказано, что предоставлять такие документы необязательно.  

Нужны ли свидетельства и маркировка? 

Как видим, пояснения Минтранса и МВД касательно необходимости маркировки транспортных средств, перевозящих отходы I–IV классов опасности, практически совпадают. Ведомства, опираясь на разные законодательные акты, пришли к единому мнению. Что касается Росприроднадзора, с учетом вышеизложенного, очевидно, что рассмотрение вопросов, связанных с перевозкой опасных отходов, к компетенции этой федеральной службы не относится. Сотрудники Росприроднадзора не вправе запрашивать документы для проверки, а тем более отказывать на этом основании в выдаче лицензии перевозчикам. Более того, отсутствие специальной маркировки на транспорт­ных средствах при перевозке отхо­дов I–V классов опасности, не может рассматриваться как административное правонарушение в области обращения с отходами. 

Позицию Минтранса и МВД поддерживают и другие ведомства. Ространснадзор, опираясь на Положение о Федеральной служ­бе по надзору в сфере транспор­та, разъясняет, что выдача свидетельств ДОПОГ и специального разрешения автомобилям и водителям - сфера полномочий Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а не Росприроднадзора. 

Федеральный надзор за безопасностью дорожного движения возложен на Госавтоинспекцию. И это ведомство также подтверждает, что получать свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов или лицензию водителям мусоровозов, имеющим паспорт отходов, не требуется. 

При необходимости разъяснения данные природопользователям компетентными органами, могут служить доказательствами в суде. Такая практика прослеживается. 

Судебная практика 

С учетом вышеизложенных пояснений компетентных органов, понятно, что законодательство не требует наличия у водителя свидетельства о перевозке опасных грузов, если он намерен транспортировать отходы от места сбора до пункта захоронения или переработки. 

Необходимо рассмотреть практику судебных решений, чтобы понять, на чьей стороне истина. Могут ли природопользователи успешно отстаивать свои позиции в судебных спорах с федеральным ведомством, в частности - Росприроднадзором. 

  1. Одиннадцатый Арбитражный Апелляционный суд от 30 ноября 2018 года по делу № А72-7453/2018 постановил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Роспотребнадзора по Ульяновской области. Представители ведомства пытались оспорить решение суда первой инстанции, признавшего незаконным отказ в выдаче Обществу лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, оформленный уведомлением.
    Говоря простым языком, спорная ситуация сложилась между Обществом и Росприроднадзором, который отказал в выдаче лицензии. Представители Общества обратились в суд и выиграли дело, Роспотребнадзор подал апелляцию - и проиграл.   
  2. Аналогичное решение принял Шестнадцатый Арбитражный Апелляционный суд 13 сентября 2018 г. по делу № А63-6699/2018. Жалоба Департамента Росприроднадзора по северо-Кавказскому федеральному округу осталась без удовлетворения. Ранее Ставропольский краевой суд признал недействительными предписания Росприроднадзора, выданные Обществу в отношении несоблюдения действующего законодательства, в частности - отсутствия на транспортных средствах, осуществляющих перевозку отходов, специальной маркировки. 
  3. К такому же решению пришел Арбитражный суд Ставропольского края в вопросе выдачи предписаний Департаментом Росприроднадзором Обществу относительно установки специальных знаков на автомобили, осуществляющие транспортировку мусора. 
  4. Даже в тех ситуациях, когда уже были вынесены постановления о назначении административного наказания Обществам за перевозку ТКО без установленных специальных знаков на автомобилях, суды их отменяли. Такими решениями отметились судебные заседания от 18 июля 2018 года по делам № 7–462/2018 и № 7–461/2018; от 25 июля 2018 г. по делам № 7–521/2018, № 7–520/2018, № 7–519/2018; от 01 августа 2018 г. по делу № 7–484/2018 Ставропольского краевого суда. Административные дела были прекращены, постановления о наказании отменены. 
  5. Тот же Ставропольский краевой суд 31 октября 2018 года по делу № 7–772/2018 постановил оставить без удовлетворения жалобу Департамента Росприроднадзора по факту осуществления Обществом деятельности по перевозке ТКО без специально установленного знака. Таким образом, решение суда первой инстанции осталось неизменным. 

Исходя из этих примеров, видно, что судебная практика складывается не в пользу Росприроднадзора. Конечно, споры о необходимости установки специальных знаков на автомобили, нанесение маркировки, выдаче водителям разрешений и лицензий ведутся до сих пор. Так что в скором времени на фоне “Мусорной реформы” стоит ждать поправок в действующие законы, которые внесут ясность в вопрос классификации опасных бытовых отходов и их дифференциации с опасными грузами в соответствии с приложениями ДОПОГ. 

Однако избежать ответственности можно не всегда. Если для организаций, занимающихся транспортировкой мусора, еще есть варианты обойти спорные моменты, юридические лица за нарушение новых норм могут получить двойной штраф. Будет оштрафован и руководитель предприятия, и само юридическое лицо. Одно не исключает другого. 

Напомним, что с 1 января в стране начали действовать новые законы, проведена так называемая “мусорная реформа”. Она коснулась практически всех аспектов, связанных с отходами - накопление, вывоз, утилизация. 

Понятие твердых бытовых отходов (ТБО) в официальной документации заменено аббревиатурой ТКО - твердые коммунальные отходы. Это тот мусор, который образуется жителями домов, юридическими лицами и их сотрудниками. 

Перемены к лучшему  

Появилось понятие нормативов накопления мусора. И пусть это для каждого региона - свое значение, для его расчета применяется единая формула. При определении тарифа учитываются виды деятельности юридических лиц, сезонность, климатические особенности региона, проводятся опытные измерения. Каждые 5 лет планируется пересматривать показатели. 

Теперь весь процесс сбора, вывоза, утилизации ТКО возложен на региональных операторов, выигравших тендеры в своем регионе. Операторы вправе обходиться своими силами или привлекать субподрядчиков. В их обязанности входит поддержание порядка на мусорных полигонах, решение вопросов с захоронением, переработкой отходов, строительством мусороперерабатывающих предприятий. 

Нормативы ТКО для юридических лиц 

В отличие от физических лиц, юридические вовсе не обязаны заключать с региональным оператором договор о вывозе ТКО. Достаточно обладать участком земли, на котором можно размещать ТКО можно без нарушения закона. При этом важным условием является образование отходов либо на этой же территории, либо на смежной с ней.

При расчете тарифа учитывается собранный объем ТКО, если компания обладает собственной площадкой для накопления, и общий норматив - если размещает мусор на общих контейнерных площадках. Также при расчете оплаты региональный оператор учитывает затраты на топливо, климат местности, класс опасности отходов, необходимость привлечения специальной техники и создания особых условий для утилизации мусора. 

Как правильно составить договор 

Юридическое лицо в обязательном порядке должно иметь экземпляр договора о вывозе ТКО. Устные договоренности не действуют. 

Только документ, в котором перечислены обязанности сторон, указана стоимость услуг, поможет избежать штрафов. Помимо этого, должны быть указаны:

  • адреса полигонов, куда будет вывозиться мусор;
  • срок действия соглашения;
  • сведения о сортировке отходов, ответственных за нее лицах;
  • способы разрешения конфликтов;
  • периодичность выставления закрывающих документов. 

Юридические лица должны предоставить следующие сведения для внесения их в договор: 

  • Наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, ИНН, почтовый адрес и банковские реквизиты. 
  • тип мусора, для 1-3 классов опасности необходимо приложить паспорт, содержащий информацию о характеристиках отходов. 
  • желаемую периодичность вывоза;
  • потребность в специальных условиях захоронения отходов;
  • сведения о дополнительных услугах. 

Если договор подписывается на основании доверенности от юридического лица, необходимо прописать ее полные реквизиты.  

Действующее законодательство обязывает организации и предприятия собирать и вывозить отходы, которые образовались в результате их деятельности. Поддержание порядка на прилегающей территории - тоже обязанность юридического лица. 

При составлении договора необходимо учитывать правила благоустройства земельных участков, поскольку в каждом регионе они свои. 

Важно ответственно подойти к выбору организации, которая будет осуществлять вывоз ТКО, особенно если необходима утилизация отходов 1-3 классов опасности. Если компания вывозит опасные отходы, не имея на то законных прав, предприятие ждут крупные штрафы и даже приостановка деятельности на 90 дней. 

Штрафы 

Росприроднадзор уполномочен штрафовать организации, и это не будет превышением полномочий как в случае с отказом в выдаче лицензии компании-перевозчику. Если сотрудники Департамента установят, что юридическое лицо не утилизирует отходы должным образом, без санкций не обойтись. 

Отсутствие договора на вывоз ТКО может повлечь штраф в размере до 200 тысяч рублей. При этом руководитель дополнительно обязан будет оплатить около 50 тысяч рублей. Если нарушение будет выявлено повторно, предприятие закроют на 90 дней.

Транспортировка твердых коммунальных отходов: комментарии Минтранса, Минприроды, Роспотребнадзора и судебная практика