Раздельный сбор ТКО

10 декабря 2020 г.

До недавнего времени никакой законодательной базы для регулирования раздельного сбора отходов не было. А те акты, что были изданы на местном уровне, зачастую носили фиктивный характер, то есть существовали только на бумаге и никем не соблюдались. С 1 января 2019 года правительством РФ были введены изменения в привычную схему обращения с ТКО (твердыми коммунальными отходами). Теперь за сбор и утилизацию мусора в каждом регионе отвечает отдельный оператор, а граждане РФ оплачивают услугу согласно установленным тарифам. В каждом регионе эти суммы могут быть разными, но формула для расчета единая. 

Раздельный сбор мусора: есть или нет?

О необходимости введения раздельного сбора мусора идут разговоры уже давно. Экологические организации бьют тревогу, ведь в нашей стране раздельного сбора бытовых отходов попросту нет. Хотя, судя по опыту многих развитых стран, такая деятельность могла бы приносить не только пользу природе, но и существенную финансовую прибыль владельцам мусороперерабатывающих предприятий.

С 1 января 2020 года начали действовать новые правила обращения с ТКО. Главная задача данной реформы – внедрение системы раздельного сбора и утилизации мусора. Как предполагает правительство, с помощью ряда предложенных мер удастся ликвидировать незаконные свалки отходов и уменьшить количество вывозимого на полигоны мусора. Доля переработанных отходов увеличится с 7 % до 36 %.

Внедрение нововведений будет поэтапным. Первый этап раздельного сбора мусора – разделение отходов на «сухие» и «мокрые». К сухим относится бумага, пластик, металл, стекло – их планируется перерабатывать. Мокрые отходы (мусор органического происхождения) подлежат утилизации.

Новая законодательная база регламентирует график вывоза бытовых отходов с учетом раздельного сбора. Подразумевается дифференцированный подход к определению частоты вывоза сухих и мокрых отходов. Изменить периодичность может главный санитарный врач каждого отдельного региона.

Первые шаги

Для некоторых субъектов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) предусмотрена отсрочка входа в реформу до 2022 года, в связи с тем, что у этих городов нет достаточных территорий для утилизации мусора согласно новым правилам. Их властям приходится договариваться с главами соседних регионов.

Однако уже сейчас во многих дворах появились синие контейнеры, предназначенные для сбора мусора неорганического происхождения, такого, который в дальнейшем будет подвергаться вторичной переработке. В синие контейнеры можно выбрасывать:

  • пластик (упаковку из-под продуктов питания, бутылки);
  • макулатуру (картон и бумагу);
  • стекло (бутылки и банки);
  • металл (алюминиевые и жестяные банки).

Весь остальной мусор необходимо выбрасывать в контейнеры серого цвета. Эти изменения заметны жителям городов, но это только верхушка айсберга. Разработаны меры по транспортированию раздельно собранных отходов и по их утилизации. Все эти схемы постепенно внедряются в регионах страны.

Конечно, реорганизация системы требует значительных финансовых затрат из бюджета, поэтому процесс замедляется. Властям необходимо приобрести дополнительные контейнеры и мусоровозы, увеличить количество рейсов. Осложняет проблему отдаленное расположение мусороперерабатывающего предприятия, что ставит под вопрос экономическую выгоду для регионального оператора.

Готовы ли граждане?

Не только региональные операторы несут ответственность за раздельный вывоз мусора. Если граждане не будут сортировать отходы – реформа не принесет положительных изменений. Ведь всего лишь один пакет с пищевыми отходами способен испортить все содержимое «сухого» контейнера. Такое сырье уже невозможно отправить на переработку, поэтому работа предстоит долгая. Перемены должны произойти не только на бумаге, но и в сознании людей. Цивилизованные люди во многих странах считают раздельный сбор мусора обыденным делом. Подобным образом должны относиться к этому процессу и мы.

Второй шаг

После того как граждане научатся сортировать сухие отходы от мокрых, а региональный оператор обеспечит отдельный вывоз и утилизацию каждой категории отходов, предусмотрен следующий шаг. Он подразумевает уже более глубокую сортировку. В отдельные категории будут выделены отходы, которые содержат полезные компоненты, тара и упаковка и т. д. Для каждой категории будет предусмотрен контейнер определенного цвета:

  • синий – для бумаги;
  • зеленый – для неотсортированных коммунальных отходов;
  • желтый – для пластика;
  • красный – для стекла;
  • оранжевый – для опасных ртутьсодержащих отходов и источников питания;
  • серый – для пришедшей в негодность бытовой техники и электроники.

Те отходы, которые могут служить сырьем для некоторых областей промышленности, будут переданы соответствующим предприятиям.

Нововведения в санитарных нормах

Изменения коснулись не только исполнительной ветви, но и контролирующей. Так, Роспотребнадзор готов поменять свою нормативную базу и привести ее в соответствие требованиям реформированной системы вывоза и утилизации отходов. Кстати, это первые изменения подобного рода за последние 20 лет. Для облегчения работы региональных операторов по обращению с ТКО разработаны новые СанПиН, согласно которым, свой график вывоза мусора устанавливается в каждом конкретном регионе. Также изменены правила, касающиеся содержания, обслуживания площадок для сбора мусора. Изменена минимальная удаленность мусоросборников от жилых объектов с 20 метров до 10 метров, но при условии увеличения частоты санитарных обработок мест накопления отходов.

Задача по организации раздельного сбора мусора возложена на представителей власти. Именно органам местного самоуправления совместно с региональным оператором предстоит устанавливать тарифы на сбор и утилизацию ТКО, организовывать весь процесс сортировки и вывоза, включая пропаганду среди населения и закупку новых контейнеров и специальной техники. 

Раздельный сбор ТКО